Home Page Image

Искусство и эмоции

Есть мнение, что искусство, главным образом, оказывает только эмоциональное воздействие на человека. И, если эмоционального отклика нет, то и художественная ценность не велика. Так в изгои попал гениальный художник Шишкин, чьи великолепные пейзажи перестали волновать некоторых наших современников. А, жаль!

Глядя на картины Шишкина, поражаешься идеальной прорисовкой деталей, достоверностью изображения, гармоничностью красок. Получаешь огромное эстетическое удовлетворение от реалистичных пейзажей. Нахлынут вдруг воспоминания, как я босоногим мальчишкой проводил свои летние каникулы в деревни. Мне, городскому пацану, всё было в диковинку – и огромные корабельные сосны и заросли лещины. Эстетическое удовлетворение, воспоминания детства – всё это вызывает положительные эмоции. И тёплая волна благодарности к Шишкину рождается в душе. Здесь эмоциональное воздействие вторично. Оно зарождается вследствие других факторов.

Мне очень жаль, что многим теперешним детям не суждено бегать босиком по росистой траве и их детские воспоминания будут ассоциироваться только с компьютерными стрелялками и фильмами-боевиками. Картины Шишкина для них будут пустым местом…

Искусство – это не только эмоции. Театральные постановки, балет опера, классическая музыка, картины художников – всё это вызывает эмоциональный отклик только после интеллектуального восприятия. Театральная пьеса требует вдумчивого просмотра. Надо сначала понять, а потом уже начинаешь чувствовать (смеяться или плакать). Жаль, что кинематограф сильно сдал свои позиции. Очень мало интеллектуальных фильмов. Экран заполонили ужастики, боевики и просто глупые фильмы. Здесь думать не надо. С первых кадров тебя ошарашивают бредовой выдумкой. Одни голые эмоции (в основном шокирующие). Классику перестали читать, потому, что в настоящей книге интерес появляется только с пятидесятой страницы, а кто-то и за год не может одолеть пятьдесят страниц.

Не всё то, что вызывает эмоции, где эмоциональная, чувственная составляющая стоит на первом месте можно назвать искусством. Оценивая произведения искусства в основном только по эмоциональному воздействию, можно легко попасть в зависимость от вкуса, темперамента или настроения человека. Творческий товар (сейчас всё продаётся и покупается) может быть подвержен конъюнктурному спросу, но настоящее искусство не должно зависеть от вкуса, характера или настроения того или иного индивидуума.

Глядя на картины Дали, Пикассо и им подобных не испытываешь эстетического удовлетворения. Уродливые фигуры людей, бредовый антураж и просто кривляние вызывают только эмоции (недоумение, шокирующие удивление). Здесь не о чём думать. Разве, что всплывают воспоминания аналогичных образов во время болезни с высокой температурой. Почему же так раскручен Дали и ему подобные? Я приведу свой пример, вы можете дополнить своим.

Допустим, есть два человека: один с университетским дипломом, другой уроки в школе пропускал и «Академий не кончал», но богат и поэтому хочет быть везде на первых местах. Назовём первого «Образованный», а второго «Необразованный». Вот встретились они на светском рауте, где кроме всего прочего на стенах висят картины классиков изобразительного искусства. Образованный начинает обсуждать манеру рисования, стиль того или иного художника, как по-разному ложатся мазки на холстах, подчёркивая реалистичность происходящего. Как тонко и точно передаётся настроение того или иного сюжета. Необразованный чувствует себя в этой ситуации полным идиотом. Но вот происходит метаморфоза. На обсуждение представлена картина неизвестного Дали. Образованный в смятении. Что можно сказать об этой мазне? Вот они и сравнялись – Образованный и Необразованный. Перед этой картиной у Образованного уже нет никакого преимущества. Более того, Необразованный нарочито начинает подчеркивать игру красок, изгиб линий. И вот уже Образованный чувствует себя идиотом. Свершилось! Необразованный, но богатый добился своего.

Пока, что деньги решают всё. И вот уже известные искусствоведы и директоры картинных галерей начинают «мести хвостом» перед спонсорами, выставляя в залах картины Дали и ему подобных, чтобы спонсорской помощью поддержать действительно талантливых художников. Искусство всегда находится на вторых ролях в государстве. Даже в бывшем «народном» государстве СССР в запасниках многих музеев погибали тысячи шедевров изобразительного искусства.

Я, как человек не обременённый ни какими обязательствами, заявляю, что Дали, Пикассо и им подобные стали малярами, променяв свой дар на деньги и славу. Никогда я подобных художников не поставлю в один ряд с Шишкиным, Васильевым, Айвазовским, Коровиным, Монэ… Их тысячи замечательных художников. Художники, подобные Дали и Пикассо тоже имеют право на существование, но только под десятым номеров, а не под первым.

Ставить эмоциональную составляющую при оценке произведений искусств на первое место – это глубочайшее заблуждение. Эмоции через эстетическое и интеллектуальное восприятие, через понимание происходящего – вот сущность ИСКУССТВА. Классическим подтверждением этого является опера, балет, театр, живопись. А, конкретно в изобразительном искусстве речь идёт об оценке художественного мастерства, а не об эмоциональном воздействии отдельных картин отдельных художников на отдельных индивидуумов. Если кому-то не понятно как отличить настоящего художника от маляра, поинтересуйтесь в художественной академии чему там учат и по каким критериям оценивают художественное мастерство.  

 
           
Хостинг от uCoz