Header image
line decor
  HOME  ::

Остров Ольхон - 1995

Ну, про Байкал, так про Байкал. Был я там три раза - в 1991, 95 и 97 годах. В 1991 - в бухте Песчаная, в 95-м - на о.Ольхон, а в 97-м - в бухте Сухая. Давно это было.
А если говорить о впечатлениях, то они просто неописуемы. У меня нет слов. Я процитирую одну вещь: "Есть в мире места, в которых природа выстроила самые заветные свои палаты, куда собрала поистине музейные чудеса, где в полную силу проявились и её титаническая мощь, и её материнская нежность, её любовь ко всему живому и её мистическое чувство гармонии. Не много найдётся уголков на Земле, где можно узреть одновременно детство, юность, молодость, старость и даже глубокую древность мира и в то же время его предсказуемую будущность, сосредоточенные на едином, неповторимо созданном пространстве. Одно из таких заветных мест - загадочный БАЙКАЛ." Вообще Байкал - это 1/5 всех запасов пресной воды на Земле. Наибольшая глубина - 1637 метров (самое глубокое в мире). Впадает в него более 300 рек, а вытекает только одна - Ангара. И т.д. и т.п. Расскажу я тебе про поездку на о.Ольхон. Выехали мы на машинке - "Волге" из Иркутска. Три тётки, два дядьки и мой сын Ленька. По дороге к парому проехали мимо озёр. И вот показался Байкал. Природа здесь неприхотлива, но по-свойму прекрасна. Добрались до парома и там на Ольхон. Потом доехали до Хужира (столица и единственный городок). Недолеко от Хужира в деревушке Улан-Хушин оставили машину во дворе у Энгельсины Далаевны и дальше - пешком на север. Правда, прежде чем машину сдать мы просидели под Хужиром 36 часов в палатках и в машине. Все 36 часов лил дождь, то сильный, то мелкий и проехать было невозможно. Зато потом погода была идеальная, солнышко просто чудо. А вообще на Ольхоне в 1995 году не было электричества. Не было у них в те годы ни телевизоров, ни электропечей (не знаю как сейчас). Оставили мы машину у совершенно незнакомой тётки, а сами убрались на целую неделю. Посоветовали нам ещё в Иркутске к ней обратиться. Она была дочерью очень уважаемого на Ольхоне человека - Далай Далаевича. А он сам как раз в то время ездил в администрацию г.Иркутска по своим делам. Зашли мы в магазин и там сразу указали, где её домик. Так вот, встретила она нас очень радушно. Накормила и с собой дала на дорожку килограммов 5 творога. Творог - просто пальчики оближешь. Никогда такой вкуснятины не ел (может просто потому-что на природе у костерка). Но пока я его тащил до первой ночёвки - я всё проклял. Рюкзак кг 35-40 (вроде бы ничего), но занятая рука с кульком в 5 кг - это уже слишком. Но не в этом счастье. Вот и бухта Песчанка (не путать с Песчаной - там цивилизация), а вот и место первой ночевки. Дальше по берегу идти было просто невозможно и мы полезли в гору. С горы хорошо виден западный берег Байкала, до него километров где-то 18. Итак, 2-я ночёвка была на горе в степи. Вообще Ольхон на севере и в части западной стороны - это голимая степь. За водой пришлось спускаться с горы. Мы только первый день шли по берегу, а потом всё оставшееся время приходилось искать тропу, чтобы спуститься и набрать воды. Тяжко, но было здорово. А восточная сторона Ольхона - тайга. В некоторых местах непролазная. Ночь была тёплая и такая звёздная. Мы ночевали на горе. Просто казалось, что можно прикоснуться к звёздам. Потом мы стали перебираться на восточную часть острова. К воде спустились кое-как. Крутизна. Кошмар. Организовали очередную стоянку и полезли опять вверх (правда налегке - без рюкзаков). Надо было отметиться на Хобое. А утром опять в гору. Жрали, как сволочи. До отвала. Наш шеф сказал, что так надо. А то силёнок не хватит по горам царапаться. Это был самый крутой день. Заблудились в тайге. На вершине горы, а в какую сторону спускаться - не знаем. Кругом сплошной лес. Но наш шеф срубил одну засохшую сосну. Мы её прислонили к другой и он полез на дерево. Иначе залезть было невозможно. Все сосны до середины ствола были голые. Взял он карту, компас и ещё ....., и соориентировался. Короче, тащились мы часов 10 сквозь тайгу, всё время вниз, и по высохшим руслам речушек и тому подобное. И вот, наконец, мы на берегу Байкала. Место для стоянки не искали. Где вылезли - там и упали. Правда у нас с собой было. Мы с Михалычем (наш шеф) дерябнули и купаться. Красота!!! Ввдали виден восточный берег Байкала - мыс Святой Нос. До него где-то 70 км. На следующий день прошли немного. Выбирали место. Нашли классное. Оборудованное под стоянку. Это рыбаки там бывают. И два дня отрывались. И рыбачили, и купались Правда вода там не очень тёплая. Но это нас как-то не сильно колыхало. Через два дня решили выбираться. Обратным путём - упаси господи. Посмотрели на русло высохшей речки - решили обойти гору Жиму (самая высокая на Ольхоне - 1276 м) по над берегом, да не тут-то было. Начали скатываться вниз. Я не буду давать фото, как наши тётки на корнях деревьев висели, а потом плакали. Тогда решили тупо лезть вверх. Получилось. Правда не на Жиму, а на её отрог. Потом опять вниз, потом опять вверх и так до упора, пока не выбрались снова на западный берег Байкала в бухту Песчанка. Там у нас и была последняя ночёвка. Замкнули треугольник. В общей сложности протопали где-то км 80. А утром домой... Машинка наша дождалась нас. Поблагодарили Энгельсину Далаевну и на паром. Кстати, там где ходит паром всего 4 км от Ольхона до западного берега Байкала.

Да, Байкал - это просто чудо. Первое чудо - возраст - 25 млн. лет. Обычно озёра через 25-30 тыс. лет заболачиваются. Второе чудо - живая вода Байкала. Ещё одно чудо - живая жизнь. В пресной воде водится нерпа - практически тюлень. Откуда взялась - никто толком не знает. Когда я был на Ольхоне, то сам живьём видел. Особенно раненько утречком очень близко к берегу подплывали. В озере более 800 эндемиков, т.е.живых существ, встречающихся только в Байкале и более 100 видов таких же растений. В Байкале водится малюсенький рачок - Эпишура. Его длина всего 1,5 мм. Есть ещё Бокоплав, в 20 раз больше Эпишуры. Так вот они очищают воду, вплоть до полного уничтожения даже крупных животных, утонувших в озере ( не остаётся даже скелетов). Так-что вода в море практически дистиллированная. Мы её пили и не кипятили. "Пили мы - мне спирт в аорту проникал..." Конечно всегда делились с Бурханом (это местное божество). Сначала глоточек на землю - дань Бурхану, а потом уже в глоточку. И, конечно, не каждый день и только уже перед ночёвкой. А ещё по всей дороге до Ольхона и в начале самого Ольхона стоят специальные столбики (не помню как называются). На них оставляют свои пометки на память и на счастье. Привязывают цветные тряпочки. Вот такие вот дела. Как сказал Антон Павлович Чехов более 100 лет назад: "Байкал удивителен, и недаром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой всячины. Прогулка по Байкалу вышла чудная, во веки веков не забуду". Так вот и я во веки веков не забуду!

Как - то было, по - полудни, из Улан - Хушина
Вышли шестеро туристов - каждый с рюкзаком.
Их бурятка провожала, тётя Энгельсина,
Покормила на дорогу свежим творожком.
Омульком нас покормила, саматой босяцкой,
Всю "беду" запили чаем с молоком...
Зашагали бодро по степи бурятской
Шестеро туристов дружненько гуськом.
Я хочу как и ложиться, так и просыпаться
С молча выкуренной сигаретой...
На закате и рассвете просто любоваться
Красотой Байкала душами воспетой.

Было интересно, было всё в новинку,
Степи нараспашку с синей чикалдой,
Но рюкзак мозолил непрерывно спинку
И хотелось встретиться с водой.
До Песчанки - бухты через час добрались
И у ног заластился Байкал..
Быстренько разделись, быстро искупались,
Кто - то с вожделеньем, ну а кто - кричал.

Давай не так подробненько про каждую картиночку,
А то рюкзак, мой миленький, нацелился на спиночку.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Что было - трудно всё пересказать,
И даже мало сотню раз увидеть.
А сколько нам пришлось перешагать,
Не забывать - Бурхана не обидеть.

И вот уже последний перевал,
И как всегда - по капельке Бурхану.
Прощай Ольхон, прощай Байкал.
Я восхищаться никогда не перестану.
А жизнь идёт - мы снова дома,
И будто не хватает всем чего-то...
Никто не видел...- с уходящего парома -
Слеза скатилася в Ольхонские ворота.