...Главная страница...
  Карта горной Шории ... Горная Шория из космоса ... Гора Пустаг

В горной Шории - май 1983

До этого похода я часто слышал слова «…лучше гор могут быть только горы», «…заболеть горами…» и т. п. И мне был понятен интерес увлеченных людей. «Заболеть» можно морем, футболом, рыбалкой… И вот вернувшись домой, я тоже «заболел» горами. Нет после этого похода я не стал фанатично рваться в горы, делать из себя альпиниста, покупать ледоруб. Но в душе засела заноза. Я был очарован, восхищён и подавлен горами. Глядя на безжизненные скалы, местами прикрытые снегом, тянущиеся до самого горизонта по настоящему ощущаешь мощь природы. Вспоминая это я, как под гипнозом, впадал в транс…

Попал я в эту группу случайно. Ребята каждый год в начале мая совершают восхождение на Пустаг (Мустаг), что в Горной Шории (горный массив Мустаг или иначе Пустаг – высочайшая вершина Шорского хребта (1570 м), представляет собой крупный гранитный массив, протянувшийся с юго-запада на северо-восток более чем на 25 км). Увидев, как мой товарищ по работе готовит лыжи в начале мая, я, как страстный лыжник, поинтересовался, где ещё остался снег. Он, зная, что я не плохо стою на лыжах, вдруг пригласил меня отправиться с его друзьями в горы. И я согласился, и жена отпустила на три дня без лишних слов – видимо судьба.

Отправились мы на девятое мая, подгадав под три выходных дня. Сначала ночным поездом из Новокузнецка до Шерегеша, потом автобусом, затем пешком и, наконец, почти по пояс в снегу в гору. К обеду добрались до места ночевки. Нормальная растительность на этой высоте уже не росла. Под постоянным ветром выживали лишь карликовые уродцы. Подстелив лапника, установили на снегу палатки. После обеда решили идти на вершину. Сначала на лыжах по снежному покрову. Потом, когда впереди остались только голые камни, воткнули лыжи в снег и пошли пешком. Каменные глыбы окружали нас. Похожие на огромные арки и гигантские монументы они впечатляли своей мощью. Жаль, что не было фотоаппарата с нами. Подъём был лёгкий и скоро мы достигли основного хребта. Впереди метрах в трёхстах виднелась вершина. Вдруг погода резко испортилась. Подул сильный ветер, чёрные тучи накрыли нас. Четверо – половина нашей группы – решили вернуться назад. Для них подняться на вершину было рядовым делом. Они каждый год ходят сюда. Я же не знал, смогу ли я ещё раз побывать здесь и вершина меня тянула. Трое других поддержали меня и мы, почти, что на карачках двинулись по хребту к вершине. И тут разразилась гроза. Гром, молния почти над головой, повалил снег. На глаза попала консервная банка с аккуратной дырочкой в боку – след, когда-то попавшей молнии. Решили переждать. Снег повалил сплошной стеной. Видимость ухудшилась. Кто-то сказал, что, если даже тот час мы пойдём на вершину то в лагерь будем возвращаться по темноте. С боков хребет обрывался крутыми снежными склонами. Сорвёшься на склон и можешь угодить в снежную лавину. Здравый смысл восторжествовал и мы повернули назад. Снег резко прекратился, так же как и начался. Последний раз я с высоты огляделся вокруг. Снежные вершины Абаканского хребта протянулись до горизонта. Безжизненные скалы как будто парализовали меня. Необыкновенная красота исходила от этого сурового безмолвия. Вот тут то и попала мне в сердце заноза. Как будто вирус проник в организм. Картина эта до сих пор стоит у меня перед глазами.

На обратном пути подобрали лыжи и уже в сумерках подкатили к палаткам. Ночёвка на снегу для новичка может превратиться в большую проблему. Спать лучше вдвоем под одним одеялом. Тогда тепло одного тела согревает другое. В крайнем случае раздеться, залезть в спальник и навалить на себя всю оставшуюся одежду. Я поступил с точностью до наоборот. Натянул на себя ватные штаны и фуфайку, кое-как втиснулся в спальник и попытался заснуть. Но не тут то было. Холод пронизывал до костей, хотя морозец всего – 5. Под палаткой под двухметровым снежным настом слышно было журчание ручья. За день снег подтаял и ручьями стекал с горы. Толком так и не уснув проворочался всю ночь. Утром сразу к костру – пить чай и греться. Потом немного покатались на лыжах, собрали палатки и двинулись в обратный путь. После того похода я преклоняюсь перед горами. Всего два раза я был в настоящих горах. Второй раз в горах Тянь-Шаня. И тоже случайно, но это уже другой рассказ.