Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и
предгорья географического Алтая. С середины 19-го века в связи с переходом от
кочевого образа жизни к оседлости алтайцы (джунгары
после распада Джунгарского государства в Центральной
Азии в 18 веке) до начала 20-го века делились на ряд племенных и
территориальных групп. В настоящее время алтайцы делятся на малочисленные
народности: алтайцы, телеуты, шорцы, тубалары, теленгиты, урянхайцы и
проживают в Республике Алтай, Алтайском крае, Кемеровской области Российской
Федерации, Западной Монголии, Синьцзян-Уйгурском
автономном районе Китая.
Основным источником изучения происхождения народа является его язык. Принято
считать, что язык народа - это история народа. Зародившись в глубочайшей
древности, язык вместе с его носителем проходит сложный путь развития, в ходе
которого он смешивается с соседними языками, обогащается, испытывает
определенное влияние и влияет сам на соседние языки. В истории известны
языковые смещения, ассимиляции одного языка другим.
Алтайский язык является определяющим для многих тюрко-монгольских,
тунгусо-маньчжурских, японо-корейских языков. Поэтому эти языки входят в алтайскую языковую семью народов мира, как и другие языковые
семьи: индоевропейские, семито-хамитскую и др.
Из тюркских народов наиболее близкими к алтайцам по языку являются соседи
западные тувинцы, хакасы и киргизы, уйгуры Средней Азии, карачаевцы и балкарцы
на Кавказе.
Также очень большое значение для изучения истории народа имеют сведения древних
письменных источников. Так анализ древних шумерских
клинописных текстов, найденных на территории Ирака (Месопотамия) и датированных
последней третью 3 тыс. до н.э., проведенный многими учеными, свидетельствуют о
том, что большинство шумерских слов буквально повторяют общетюркские, в том
числе и алтайские слова и целые фразы. Таких совпадений очень много,
более 4-х сотен. Приведенные схождения дают убедительные доказательства в
родстве шумерского и алтайской семьи языков. Древние шумеры были давно
оторвавшейся от основной массы частью пратюркских племен и соединились с
индоевропейцами. В летописях отмечается о приходе шумеров в Месопотамию из
равнин, где много кедрового леса и рек - предположительно Сибирь. А открытие в с. Каракол в среднем течении
реки Урсул захоронения, которое доказывает синхронность развития культур
Древней Месопотамии, Древнего Египта и Древнего Алтая, подтверждает, что между
этими столь дальними ареалами тогда еще существовали определенные контакты,
если не прямые, то во всяком случае типа "эстафеты" - от племени к
племени.
В настоящее время Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых
еще можно увидеть во всем многоцветии традиционную
культуру коренного народа - алтайцев, русского старожильческого
старообрядческого населения и казахов, компактно проживающих здесь более 100
лет.
Традиционные праздники и игры, в которых во всем своем великолепии представлены
архаика и современность, не могут не оказать глубокого впечатления на
современного человека, особенно горожанина - ему может показаться, что он попал
в совершенно иной мир, в иное пространственно-временное измерение.
Этнографическое изучение региона началось достаточно давно - более 200 лет
назад. Однако и по сей день в этой сфере еще много белых пятен, ожидающих своих
первооткрывателей. Наибольший интерес представляет традиционная духовная
культура алтайцев. Здесь бытуют архаические жанры фольклора и используются
музыкальные инструменты, практически не испытавшие модернизации.
Не меньше секретов таит и традиционная материальная культура алтайцев,
современному развитию которой способствует сельскохозяйственная ориентация
экономики республики. Благодаря сохранению хозяйственно-культурных типов -
скотоводства, охоты, промыслов, роль которых особенно возросла в условиях
социально-экономического кризиса - народам Горного Алтая удалось не потерять
отличительных черт своих культур.
Алтай известен как один из районов этно- и культурогенеза современных тюркоязычных народов мира. Однако, вместе с тем, он
находится на стыке формирования многих центральноазиатских
цивилизаций, оказавших немаловажное воздействие на сопредельные территории и
народы. В алтайском языке при тщательном изучении можно найти слова и понятия,
не относящиеся к словнику алтайской языковой семьи.
Здесь возможно проследить коммуникационные пути взаимодействия великих культур
древности и раннего средневековья на примере используемых до сих пор зернотерок
и мельниц, другой хозяйственной утвари; способов приготовления пищи;
изготовления традиционных жилищ и многого другого.
Тысячелетиями находясь на стыке многих культур и языков, племен и народов,
Горный Алтай и по сей день представляет собой богатейшую мозаику в этническом,
конфессиональном и лингвистическом отношении.
СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ
НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
Национальный и этнический состав населения Республики весьма разнообразен. По
данным последней переписи население русской национальности составило 63%;
алтайской - 31%; казахской - 5,6%.
Остальные национальности немногочисленны. Русское население проживает в
основном в северных районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г. Горно-Алтайске.
Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском,
Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе.
Алтайцы принадлежат к алтайской языковой семье киргизо-кыпчакской подгруппе
восточной ветви тюрской группы. В прошлом они
делились на 8 родоплеменных групп-сеоков
в зависимости от хозяйственной деятельности.
В этнографическом отношении коренное население представляет две этнографические
группы - северные и южные алтайцы. Северные алтайцы, в связи с особенностями
происхождения, относятся к уральскому типу, южные - к центрально-азиатскому и
южно-сибирскому типу.
К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском
и Турочакском районах, челканцы
- в Турочакском районе, кумандинцы
- в Турочакском районе (по р.р. Лебедь и Бия), шорцы
- в Чойском и Турочакском
районах.
К южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи,
теленгиты, телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском, Шебалинском и Майминском районах. Теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском (долины
Чуи, Аргута). Телеуты
компактно проживают в Шебалинском и Майминском районах. Телесы - в Улаганском районе.