Header image

От Нижней Катуни в горы на лошадях. Июль 2004 года.

line decor
  HOME  ::

Часть 2

К вечеру добрались до ночлега. Вместо планируемых четырех часов получились все девять. Оказывается наша группа была первой на этом маршруте, и расклад по времени давался приблизительно, в расчете на опытного ездока. После ужина была предложена недостроенная баня (без дверей). Кто-то решил просто помыться, но у меня хватило сил только до палатки. Утром инструктор предложила по радиальному маршруту посетить горное озеро, но все дружно отказались – впереди была обратная дорога. Наверное, езда верхом не была бы такой утомительной, если бы мы придерживались хотя бы элементарных правил верховой езды. Правильно подогнанные стремена, умение «облегчаться» на рыси, соответствующая одежда – всё это мы возложили на инструктора и были за это наказаны. Готовиться надо самим, заранее.

Обратная дорога была веселее. Появились навыки езды. Иногда переходили на рысь, но ненадолго. Сильно болел копчик и колени. Короткие стремена не были приспособлены для моих длинных ног, хотя стремена отпущены были до предела. На одной из полянок Володя (один из нашей туристической группы) решил пустить коня в галоп. Мой конёк сразу преобразился и рванул в галоп без всякой команды. Я понял, что остановить его уже не смогу и решил не противиться этому. Главной моей задачей было правильно сидеть в седле, чтобы не свалиться. Ветром сдуло панамку, я старался пружинить ногами и мчался как угорелый. К лесу мы подскакали первыми (мой конёк и я). Между первых деревьев я понял, что пора тормозить моего коня, иначе он может поднырнуть под низко висящую ветку и меня как бритвой срежет с седла. Рванув, что было сил, поводья, я с радостью ощутил, что конёк замедлил ход и сразу остановился. Оглянувшись, чтобы определить, где остальные, я как в замедленном кино увидел: в лес чуть поодаль врывается на лошади Володя и тут же падает через голову лошади на землю, пытаясь по инерции сделать несколько шагов он заваливается в кусты. Его лошадь с брошенным поводом убегает в лес. К счастью для Володи всё обошлось даже без царапин. Когда подъехали все остальные он уже поймал свою лошадь. А причина падения была банальной. Испугавшись приближавшегося леса он резко дёрнул за повод, послушная лошадь резко затормозила, и Володя по инерции улетел вперёд. Эта скачка приятным адреналином растеклась по организму. Под напором эмоций даже натруженный копчик примолк.

По крутым каменистым спускам лошадей вели в повод. Ходьба пешком в это время доставляла мне огромное облегчение. Затёкшие колени возвращались к жизни. Лошади тоже повеселели. Мой конёк в гору тащил меня как трактор, не отставал даже от более рослых лошадей, а вот под гору шел с опаской, осторожно, не спеша. Под гору мы всегда отставали с ним от группы, но зато в гору бодро догоняли.

Лошадь удивительное создание. Только собаке и лошади человек может полностью довериться. Я наблюдал как впереди меня шла лошадь по узким каменистым тропам над обрывом. Она копытами как бы ощупывала каждый камень и ставила ногу только на прочную опору. Был такой момент, что она застывала на трёх ногах пока не находила опору для четвёртой. И ещё момент. На одинаковом шаге мой низкорослый конёк всегда отставал от статной лошадки, идущей впереди. Когда расстояние увеличивалось метров до двадцати, я рысью подгонял его. Он это быстро усвоил. Повод у меня был всегда ослабленным, но как только расстояние до впереди идущей лошади увеличивалось метров до двадцати он сам переходил на рысь и догонял.

Обедали под развесистым кедром. Лошади хрумкали траву поодаль на полянке. Ел лёжа. Сидеть уже не мог ни в каких позах. Как ни тяжелы были последние километры, но и они закончились. Как обычно прощальный ужин у костра, фотографии на память и усталости как не бывало. На следующее утро «уазик» привёз нас на «Берель», где мы и дождались своего автобуса. Организация автобусной доставки была на высоте. Всех сажали по списку, никого не забыли и без задержки. Ехать днём намного приятнее. Глазеешь с интересом по сторонам. Несколько раз останавливались и даже специально в Сростках, чтобы купить алтайского мёда. Поздно вечером прибыли в Новосибирск.