Header image  
Для любителей путешествовать верхом на лошади  
line decor
  HOME  ::  
line decor
   
 
Часть 2

Повод, как вы уже знаете, соединяется с трензелем, то есть с железом, находящемся во рту лошади. Движением повода Вы можете доставить лошади достаточно болезненные ощущения. Об этом никогда не нужно забывать. Как держать повод? Повод пропускается в кулак между мизинцем и безымянным пальцем и выходит между большим и указательным. Кулаки подвешены над холкой лошади. При поворотах не разводите руки в стороны. Старайтесь все движения поводом выполнять только кистями рук. Запомните, что поворот выполняется обоими концами повода. Один конец тянет в сторону поворота, другой надавливает на шею и голову в ту же сторону. Как только лошадь поняла Вас и начала движение, будь то поворот или остановка, сразу же ослабьте действия рук. Когда конь выполнил нужное Вам движение, полностью отдайте ему повод и похлопайте по шее – это похвала. О работе поводом невозможно рассказывать в отрыве от других средств управления. Лошадью всегда управляет всадник, то есть человек, который пользуется всем комплексом средств.

Шенкель и шлюсс. Этими терминами обозначаются внутренние поверхности ног: соответственно от ступни до колена и выше колена. Шенкель используется в первую очередь для посыла лошади, то есть для начала движения, изменения её темпа и направления. Движения шенкеля могут быть самыми разнообразными: от лёгкого надавливания на бока лошади, до энергичных постукиваний. Шлюсс играет основную роль при Ваших перемещений в седле – это основной упор и на него должна приходится основная нагрузка как при езде облегченной рысью, так и при полевой посадке на галопе. Перемещения и наклоны корпуса опытного всадника являются важным средством управления, поскольку так или иначе нарушает равновесие системы лошадь – человек. Перейдём к делу. В повороте участвуют одновременно повод (оба), шенкель и корпус, повторяющий движения позвоночника лошади. Так же и при остановке: натяжение обоих поводьев сопровождается усилием действия обоих шенкелей, что необходимо для подведения и правильной постановке задних ног. При начале движения необходимо подобрать поводья, слегка подтянуть их, чтобы ощутить лёгкий контакт со ртом лошади, а затем уже посылать коня шенкелями. Правильно сидеть на неподвижной или даже шагающей лошади доступно каждому.

Но первый этап в верховой езде можно считать пройденным, когда Вы научитесь правильно сидеть на рыси. При движении рысью лошадь как бы поочередно перепрыгивает с одной диагональной пары ног на другую. При этом Вас неимоверно трясет. Сила толчков зависит от анатомических особенностей коня и скорости движения. Избавиться полностью от этой тряски невозможно, но облегчить свою участь не менее чем в половину вполне реально. Лошадь бежит ритмично. Толчки следуют один за другим в определённом ритме. Постарайтесь проследить его и, упираясь внутренней частью бедер в седло и ступнями в стремена, привстать в седле таким образом, чтобы каждый второй толчок пропускать, находиться в «подвешенном состоянии». Это называется ехать облегчённой рысью. Сели – встали. Если при этом Вы сможете использовать предыдущий толчок как импульс для вставания, а при посадке не плюхаться, а садиться мягко, притормаживая себя, упираясь бёдрами в седло, то считайте, что Вы избавились от тряски уже больше чем вполовину. То есть научитесь двигаться облегченной рысью. В процессе этого обучения можете использовать упор руками в седло. Не старайтесь использовать повод как средство управления, Вы только понапрасну будете дёргать лошадь. Пока Вы не научились уверенно ездить рысью, повод Вам вообще не нужен. И только тогда, когда двигаясь облегчённой рысью, Вы сможете держать руки на поясе, в стороны или вверх, сохраняя правильную посадку Вам можно будет доверять повод (учиться управлять поводом на шагу можно и раньше).

Учебной рысью лучше ездить научившись облегчаться. Езда учебной рысью – это тряска без пропусков. Вы лишь стараетесь плотнее вжаться в седло, чтобы Вас не выбивало. Достигается это проще всего напряжением икроножных мышц и чуть откинутым назад корпусом. Ногами Вы плотно обнимаете бока лошади, а мягкой поясницей сдерживаете выбивающие Вас из седла толчки. Если же Вы научились облегчаться не используя стремена, а только за счет силы ног и импульса выталкивания, и продолжать это занятие не менее пяти минут подряд, то смело считайте, что Вы прошли второй этап обучения

Лошадь не идёт вперёд. Причин могут быть разные:

- Лошадь отказывается уходить от других лошадей;

- Лошадь боится действительного или мнимого препятствия;

- Лошадь просто отказывается подчиняться вашим командам, у неё другая программа действий.

Список можно продолжать, однако, перейдём к ответным действиям всадника. Если ваши возможности посыла (шенкеля, хлыст) уже исчерпаны, а двигаться вперёд необходимо, то надо постараться перехитрить лошадь. Сделать это удаётся не всегда. Так, например, уехать на молодой лошади от группы может оказаться просто невозможно. Единственный выход поменять лошадь или уезжать вдвоём, встав за хвостом послушного коня. Это же приём зачастую помогает при преодолении препятствий. Надо знать какая лошадь в группе самая опытная и пускать её первой. Иногда бывает надо спешиться и провести лошадь в поводу. При этом надо иметь в виду, что жеребцы всё же послушнее «сверху», а если лошадь откажется идти в поводу и встанет на «свечку» (на дыбы), то может вырвать повод и удрать. Бывает, что нестрашное, но новое препятствие надо просто рассмотреть, понюхать, убедиться, что оно не вскочит и не укусит. Лошади часто пугаются слишком контрастных предметов: черное на снегу, белое в траве. Боятся проводов, шлангов, особенно если их тащат (змея!?). Когда лошадь утыкают носом в препятствие и не пускают ни назад ни вбок, ей может надоесть и она пойдёт вперёд. Надо в каждом конкретном случае исходить из поставленной цели. Если надо быстрее проехать, то можно и объехать препятствие. Если стоит задача научить молодую лошадь не бояться, то лучше поехать вслед за старой. Применяя посыл хлыстом, надо знать, что это средство эффективнее, если другой человек подгоняет вашу лошадь сзади. При чем ещё эффективнее, когда это делают два человека, стоящие с разных сторон и не дающие уйти лошади вбок. Наконец, при погрузке лошадей в вагон или в машину, применяется как исключение (есть риск искалечить животное) одевание на голову светонепроницаемой материи. Лошадь идёт вслепую, доверяясь человеку. Предположим, что молодая лошадь, спокойно бежавшая рысью, вдруг замедлила ход, стала мотать головой, подкидывать задом. Ваша лошадь решила побаловаться, поиграть, ей скучно трусить по дорожке. Веселее было бы избавиться от всадника и поноситься вволю. Надо действовать быстро и решительно. Искусство дрессировки в том, что животное только ещё собирается совершить нежелательное действие, а вы его уже пресекаете. Итак, ваш ответ – немедленный и резкий посыл. Шенкель, хлыст, голос – все средства хороши. Если лошадь застоялась в конюшне и играет, не нужно насильно удерживать её на ходу или рыси. Сделайте круг – другой галопом, при чем с посылом, чтобы лошадь чувствовала, что вы остаётесь хозяином положения. Главное не впадать в панику при неповиновении, и лучшее средство добиться послушания – заставить двигаться лошадь вперёд любыми средствами. Лошадь под всадником можно сравнить с пружиной. Степень её сжатия, не зависимо от аллюра, регулируется шенкелем (задняя часть пружины) и поводом (передняя часть пружины). Лишь постоянное взаимодействие шенкеля и повода создаёт то динамическое равновесие лошади, ту её готовность рвануться вперёд или остановиться, которые достигаются тонкой координацией этих основных средств управления.

Лошадь «тащит». Первое и главное не паниковать. Второе – разобраться в причине. Лошадь может понести от испуга, избытка энергии, от перевозбуждения. Не надо наклоняться вперёд, задирать вверх руки с поводом. Откиньте корпус назад, упритесь в стремена, натяните повод и, успокаивая лошадь голосом, начинай те заворачивать её на круг. Желательно в ту сторону с какой ноги она галопирует. Если лошадь не сокращает темпа, попытайтесь резко передёрнуть повод с права на лево или наоборот. Никогда не спрыгивайте на ходу с потащившей вас лошади. На большой скорости можно сильно травмироваться. Практически во всех случаях, если лошадь не сокращает темпа на прямой, её удаётся завернуть на круг и, постепенно уменьшая его диаметр, заставить затормозить. Даже если для этого придётся взяться за один повод и тянуть его двумя руками (толь в том случае, если не удаётся заставить лошадь изменить темп или направление). При перемене направления движения желательно сохранить ориентацию на местности и убедиться в отсутствии препятствий, с которыми встреча на быстром аллюре была бы нежелательно (канавы, деревья и пр.) Впрочем, лучшее лечение - это профилактика. Сидя на лошади, особенно на незнакомой, нельзя полностью расслабляться ни на секунду. Внезапно выскочившая собака может придать Вам такое ускорение, особенно при распушенном поводе, что расставание с седлом произойдет в сотые доли секунды. Часто бывает, что одна испугавшаяся пустяка лошадь может сорвать в галоп всю группу - у лошадей очень сильно стадное чувство. Так что внимательным надо быть всем и всегда, особенно головному всаднику. Многие лошади, как молодые, так и старые, участвовавшие в скачках, начинают "заводиться" на галопе, стараясь обойти других. Необходимо предвосхитить скачку на резвость и удержать Вашего скакуна от нее. Всеми силами старайтесь сохранять на полевом галопе свое положение в смене и необходимую дистанцию до скачущей впереди лошади, поскольку она может "не потерпеть", что ее обходят и понестись сама или ударить задом, если ей "налезают на хвост". Если Вы чувствуете, что не в состоянии контролировать темп и дистанцию, теряете контакт с лошадью, тогда кричите "стой" и заворачивайте лошадь на вольт. При этом надо иметь в виду, что, остановив на вольту молодую лошадь, Вы не удержите ее от стремительной погони, если группа ускакала вперед. Резюмируя, можно сказать, что контакт с энергичной лошадью, которую приходится сдерживать - это постоянная бдительность и предвосхищение ее нежелательных действий. А основное средство, как ни странно, посыл.

При езде галопом на полевой посадке преодоление небольших препятствий - лежащее бревно, небольшая канавка обычно воспринимается просто как увеличенный темп (скачок). Однако, надо иметь в виду, что молодая лошадь может, испугавшись, сделать закидку (резкую останову), обнос препятствия или выполнить несоответствующий размеру препятствия мощный прыжок. Поэтому преодолевая даже незначительные препятствия, надо быть внимательным и собранным. Споткнувшаяся лошадь нуждается в поддержке поводом, без чего вы оба можете упасть. При преодолении водных преград надо знать, что брод всегда лучше ненадежного, гнилого мостика. Небольшие мостики строятся в расчете на человеческий вес и могут провалиться под ногой лошади. Если лошадь в воде теряет равновесие, вязнет, пускается вплавь, надо вовремя соскочить, продолжая удерживать повод и гриву. Если Вы сами не умеете плавать, хватайтесь хотя бы за хвост - лошадь Вас вытянет на берег. Многие лошади не любят проходить узкие места, калитки и т.п. Бывает, что лошадь не идет, но после резкого посыла бросается вперед. При этом седло, поклажа или колено всадника могут застрять. На крутые подъемы и спуски можно отваживаться только если Вы уверенны в достаточном сцеплении копыт с грунтом. Так, например, мокрая глина или травянистый склон после дождя даже для подкованной лошади могут при соответствующей крутизне оказаться непреодолимыми При спусках всадник должен сидеть чуть откинувшись назад, разгружая передние ноги лошади, в постоянной готовности поддержать лошадь поводом. На подъемах всадник привстает в стременах, придерживаясь за гриву и освобождая от нагрузки задние ноги лошади Сомнительные места, там, где лошадь может зацепиться за проволоку или пораниться об острые предметы, невидимые в траве или в снегу, лучше преодолевать спешившись. Ноги лошади в походе важнее ваших. При прохождении сложных участков маршрута далеко не всякой лошади можно полностью доверять. Среди полукровных и местных пород лошадей часто встречаются животные, которые, будучи весьма самостоятельными, всегда сами выберут лучший способ преодоления трудного участка. Однако большинство лошадей европейских пород конюшенного разведения приучены целиком и полностью полагаться на человека. На такой лошади ничего не стоит провалиться в яму, порезаться о проволоку и т.п. Будьте ответственны за своих четвероногих друзей. .


12 • 3 • На начальную страницу

 
 
       
Хостинг от uCoz